«Шуйское дело». Как Ленин убивал православных
Ярким примером ульяновских антирелигиозных репрессий стало событие 15 марта 1922 года в Шуйском уезде Иваново-Вознесенской губернии. На площадь перед главным собором города вышло около 4 тысяч жителей. Десятки из них были убиты красной армией на месте. А в мае за «контрреволюционную деятельность» показательно казнены ещё три человека. В том числе настоятель собора.
Сегодня события тех дней номенклатурно называют «Шуйским делом». Тогда в небольшом городе Ивановской области прошёл первый значительный протест верующих против советской кампании по изъятию церковных ценностей.
Весь 1922 год под предлогом спасения голодающих Поволжья новая власть проводила репрессии против религии как таковой. Шуйское дело осталось бы рядовым событием в истории русского православного сопротивления, если бы сам Ленин не придал ему символизма.
Через 4 дня после расстрела на площади Ульянов выпускает закрытое письмо к Политбюро, где прямо приказывает и далее расстреливать как можно большее число духовенства. Голодающие русские становятся удобной причиной проводить чистки: «Только теперь, когда в голодных местностях едят людей, и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией».
Однако в том же письме Ленин признаётся и в другой важной цели кампании: «Обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей». И снова — чтобы прокормить голодающих Поволжья? Нет. Чтобы добиться признания молодой республики на международной конференции в итальянской Генуе и окончательно запустить работу государственной машины.
Что важно, в народе Ленину удалось сохранить статус рассудительного политика, выдвинув в деле о церковных репрессиях на первый план Калинина и Троцкого.
По расчётам академика Покровского в ходе кампании были получены 4,5 миллиона рублей, однако основательная их часть ушла на проведение самой кампании. В неё входили содержание военных частей, транспорт, оборудование для перевоза ценностей и развёртывание крупной агитационной кампании по дискредитации церковной жизни.
Сказать сегодня, сколько денег ушло, если ушло, на голодающих — невозможно. Как и понять, был ли решающе важным для международных партнеров «золотой фонд» или искоренение традиций на русской земле.
@ordinaryczarizm